Устройство центровки труб состоит из двух корпусов полукруглой формы, поз.1 и 2 на рис.1.
На корпусах, с одной стороны, находятся проушины, за которые они подвешены к общей оси, поз.3, с другой стороны фланцы, поз.4.
Если подвесить устройство на стропах за четыре цапфы, поз.5, то оно раскроется, как показано на рис.1.
|
Рис.1
|
Если же подвесить устройство на стропах за два крюка, поз.1, на рис.2, жестко связанных с осью, поз.2, то оба корпуса повернутся под действием собственного веса вокруг этой оси до соприкосновения фланцами.
При этом отверстия под болты одного фланца будут располагаться строго против соответствующих отверстий другого фланца.
Два корпуса, стянутые болтами по фланцам, образуют замкнутую «О» образную раму, рис.2.
Эта рама имеет три пояса, поз.3, 4, 5, соединенные между собой продольными связями.
На каждом поясе установлены нажимные винты: на поясах, поз.3 и 4, по двенадцать нажимных винтов, на вспомогательном поясе, поз.5, - восемь.
Нажимные винты снабжены измерительными дисками, которые указывают координату опорной пяты в радиальном направлении.
Когда диски оказываются против отметки «О», на указателях хода винта, то это означает, что опорные пяты винтов располагаются по окружности правильной формы диаметром 1420 мм, с точностью -1.0 мм.
Между поясами устройства, поз.4 и 5, на общей оси установлены две пары колес, поз.6.
Колеса предназначены для посадки устройства в раскрытом виде на изолированную трубу и его перемещения по трубе, поэтому обода имеют массивные резиновые шины.
|
Рис.2
|
С помощью устройства подготовка кромок под сварку и сама сварка двух плетей трубопровода выполняются в следующей последовательности:
а) Устройство снимают с деревянной рамы, на которой оно было доставлено к месту проведения работ (рис.5), кантуют на 90° и ставят на брусья (брусья располагают на раме) (рис.6).
б) Откручивают гайки болтов, соединяющих два корпуса устройства в замкнутую раму.
в) Выкручивают наружу до упора нажимные винты на всех трех поясах.
г) Автокраном или трубоукладчиком за троса, петли которых накинуты на цапфы, поднимают устройство вверх, при этом оно раскрывается, как показано на рис.1.
д) Устройство в раскрытом виде переносят и "сажают" колесами на одну из свариваемых плетей трубопровода вблизи будущего стыка.
е) Крюк грузоподъемного средства медленно опускают вниз. Когда произошла стыковка фланцев корпусов, фланцы стягивают болтами. Грузоподъемное средство освобождается.
ж) Свариваемые плети трубопровода вывешивают на стропах трубоукладчиков или выставляют на подставках, как показано на рис.3.
и) Устройство в закрытом виде вручную перемещают в сторону второй плети до тех пор, пока будущий стык не окажется посередине между третьим и четвертым поясами, как показано на рис.4. Затем верхними нажимными винтами, всех трех поясов, поднимают устройство над трубой до образования зазора, в 12...18мм, между колесами и ее верхней образующей.
к) Подгонка кромок под сварку осуществляют путем исправления эллипсности концов обоих труб. Для этого на каждом из поясов, поз.3 и 4 на рис.4, двигаясь несколько раз по кругу от одного к другому, постепенно подкручивают винты до тех пор, пока измерительный диск не достигнет отметки «О».
л) Затем через окна, между связями поясов, поз.3 и 4, по всему периметру стыка прихватывают сваркой смежные кромки труб. После этого выкручивают нажимные винты на всех трех поясах, при этом устройство "садится" колесами на трубу.
м) Вручную откатив устройство в сторону, окончательно проваривают за несколько проходов стык свариваемых плетей.
|
Рис.3
|
|
Рис.4
|
|
Рис.5
|
|
Рис.6
|
|